Работа с удовольствием Профилактика конфликтов

Как понять, что вы устали от кадровой работы. Проверьте себя на симптомы выгорания

Какой бы интересной ни была работа, выполнять одни и те же операции изо дня в день надоедает. К тому же профессия кадровика требует от человека внимательности, терпения и умения сочувствовать. От частого «употребления» этих способностей специалист медленно и незаметно устает, что и приводит к эмоциональному выгоранию. На начальных этапах оно почти незаметно. Однако важно выявить у себя первые симптомы. Как это сделать, а также что предпринять, если вы устали от работы, расскажем в статье.

На какие симптомы кадровику обратить внимание

Обычно специалисты понимают, что профессионально выгорели, когда уже поздно: работа не приносит удовольствия и эмоционально истощает. Поэтому важно определить симптомы как можно раньше. Рассмотрим их во временной последовательности – так, как они возникают по мере развития профессионального выгорания.

«Легкое» отношение к своей работе. Кадровику вдруг начинает казаться, что он все знает. Никаких особых сложностей в работе не возникает, она идет по накатанной колее. Появляется чувство легкости. Кадровик начинает упрощать свою работу, например:
– при оформлении новичка не обращает его внимание на важные пункты локальных актов, а просит сразу поставить подпись;
– на собеседовании не работает по плану интервью, пропускает вопросы, невнимательно изучает анкету («и так все понятно, что тут копаться»).

Кроме этого, у специалиста появляется чувство вседозволенности. Он понимает, что может где-то не доделать, и все чаще к этому прибегает. Про таких людей говорят: «Понял службу». Профессиональный рост замедляется, но не останавливается полностью, поскольку учиться чему-то новому нет особого желания.

Раздражение. Со временем появляется недовольство. В работе кадровика оно выражается в раздражении по отношению к людям – кандидатам, участникам аттестации и обучения, коллегам, линейным руководителям. Возникает пренебрежительное обращение. Кадровик воспринимает сотрудников не как людей со свойственными им интересами, слабостями, а как неодушевленные объекты с техническими характеристиками: этого принять на работу, тут перевести, а здесь оформить приказ на увольнение.

Любое «отклонение» видится как ужасное нарушение. У кадровика начинает превалировать черно-белая логика с параноидальным оттенком. Кандидат опоздал на собеседование – значит, не хочет работать. Новичок стал уточнять условия трудового договора – просто морочит голову и отвлекает от следующего важного дела. На собеседование пришла молодая замужняя женщина – хочет устроиться на официальную работу и уйти в декрет.

Эмоциональная пустота. После раздражения наступает следующая стадия профессионального выгорания – эмоциональная опустошенность. Человек выполняет работу на автомате. Например, на собеседовании кадровик торопливо задает вопросы, читает анкету и принимает решение. На лице – уставшее выражение, тусклый взгляд. Нет никакого удовольствия от хорошо проделанной работы – закрытой вакансии, успешно пройденной проверки ГИТ, разработанного локального акта.

Основной мотив – быстрее «отделаться», дождаться конца рабочего дня и заняться своими делами. Доминирующая эмоция – скука. Начинается «обратный» профессиональный рост, то есть деградация, которая выражается чаще всего в том, что кадровик замыкается в узкой области и не желает расширять кругозор.

Отчаяние. Со временем у специалиста появляется ощущение, что он занимается не своим делом. А поскольку на это ушло несколько лет жизни, возникает чувство горечи и сожаление о потерянном времени. Если раньше недовольство профессией удавалось компенсировать, вырабатывая особое отношение, убеждая себя в том, что «ради денег и карьеры можно и потерпеть», то в состоянии отчаяния это не получается. Неудовлетворенность профессией отражается на психологическом состоянии вплоть до невротических расстройств. Ухудшаются отношения в семье, трудно общаться с друзьями, знакомыми.

Что делать, если вы выявили у себя симптомы выгорания

Первое, что приходит в голову, когда понимаешь, что выгорел от работы, это уйти в отпуск, отдохнуть от всего или сменить профессию. Однако это два самых распространенных ошибочных сценария (схема ниже).

Ошибка многих людей, в том числе и кадровиков, состоит в том, что они ищут решение проблемы не в своей профессии, а в других сферах. Так, некоторые думают, что сначала надо заняться личной жизнью или здоровьем, тогда и в работе все наладится. Это неплохо для общего психического и физического самочувствия, однако выгорание такими методами не лечится. Предлагаем не отворачиваться от профессиональной реальности, а наоборот, приблизиться к ней.

Шаг 1. Задать себе вопрос «В чем мои ошибки?». Если появились симптомы профессионального выгорания, первое, что надо сделать – критически пересмотреть результаты своего труда. Бывает так, что кадровик жалуется, что ему неинтересно работать, что он все знает и расти некуда. Так и хочется спросить его: «Неужели у вас не бывает ошибок?».

Составьте список проблемных моментов и ошибок в своей работе, чтобы затем искать ответы. Опишите их честно, начиная словами «у меня не получается…», «я не умею…». Например, «я не умею проводить собеседование», «у меня не получается налаживать контакт с разными людьми». Главное – не обвинять обстоятельства, а найти причину в себе.

Шаг 2. Начать учиться. Составив список проблем и ошибок, вы получите «дорожную карту» профессионального самосовершенствования. А дальше эти проблемы нужно научиться решать. Причем не только на семинарах и тренингах. Найдите наставника, специалиста, который расскажет и покажет. Выбирайте из тех людей, у которых есть авторитет у подчиненных и конкретные результаты в виде реализованных проектов.

Как учиться? Задавайте вопросы, наблюдайте, помогайте. Если будете искренне интересоваться, человек добровольно и с радостью поделится своими мыслями, методиками, наработками. Научиться можно многому. Например, как определить, что кандидат на собеседовании говорит неправду; как убеждать; как посчитать эффективность работы. Когда вы начнете учиться, симптомы профессионального выгорания сразу пройдут.

Шаг 3. Превзойти профессию. Когда все изучите, все равно не останавливайтесь, иначе профессиональное выгорание настигнет вновь. Вот несколько сценариев.

Наставник. Возможно, вам будет интересно учить неопытных коллег секретам профессии. Рассказывайте и показывайте, как нужно работать – проводить собеседования, оформлять документы, общаться с сотрудниками. Искренняя благодарность младших коллег – прекрасное лекарство от профессионального выгорания.

Эксперт. Освойте кроме кадрового делопроизводства другие направления работы с персоналом: подбор, обучение, мотивация. Или же получите смежную профессию, например юрист, чтобы решать трудовые споры и быть подкованным в трудовом праве. Изучайте передовые методы, полезные программы, посещайте конференции и семинары. Совершенствуйтесь в своем деле. Продолжайте коллекционировать успешные приемы и методы. Можно пойти еще дальше – совместить путь эксперта и путь наставника.

Карьерист. Задумайтесь о карьере. Если вы занимаетесь только кадровым делопроизводством, то сначала вам нужно освоить другие направления работы с персоналом и отработать полученные навыки на практике. И постепенно продвигайтесь по карьерной лестнице. Узнайте, есть ли в вашей компании возможность повышения, или же рассматривайте должности в других компаниях. Главное – поставить цель и каждый день прикладывать усилия, чтобы ее достигнуть.

Скачать и распечатать образец

Как предотвратить профессиональное выгорание

Не ждите, когда появится усталость от работы и равнодушие ко всему. Не позволяйте себе расслабляться. Соблюдайте два правила. Они помогут вам подстраховаться от профессионального выгорания.

Общайтесь с коллегами. Избегайте профессионального одиночества. Общайтесь с коллегами на конференциях, заводите знакомства в социальных профессиональных сетях, участвуйте в неформальных мероприятиях. Когда наступает полоса неудач, подключайте коллективный разум и решайте проблемы. Общение с людьми своего профессионального круга полезно само по себе. Никто не поймет вас лучше, чем человек, который испытывал такие же трудности.

Делайте для людей. Считается, что каждое действие должно быть оплачено. Однако если бы все жили именно так, человечество не узнало бы полотен великих художников и произведений выдающихся музыкантов. Большинство из них не думало о деньгах, творя свои шедевры.

Вкладывайте деньги и время в профессиональный и личностный рост и делитесь плодами своей работы с другими. Не бойтесь потратить больше времени на собеседование или на нового работника, который не может быстро адаптироваться на новом месте. Не бойтесь быть щедрыми и открытыми со всеми сотрудниками организации. Делайте так, чтобы компания, в которой вы работаете, развивалась вместе с вами, помогайте расти коллегам и кандидатам. Счастливы не те, кто постоянно копит знания и сертификаты, а те, кто отдает.

Важные выводы

1. Профессиональное выгорание начинается с того, что возникает чувство вседозволенности и желание упростить работу. Если вы это заметили, то проанализируйте, почему это с вами происходит. Не ждите, когда выгорание перейдет в другую фазу.
2. Если вы поняли, что устали от работы, не поддавайтесь желанию бросить все и отдохнуть или сменить профессию. Такие методы неэффективны.
3. Для профилактики профессионального выгорания чаще общайтесь с коллегами и щедро делитесь плодами своей работы с другими людьми.

 

Что не рекомендуют делать, если вы выявили у себя профессиональное выгорание:
общаться в профессиональном сообществе;
освоить новые навыки;
отдыхать, забыв обо всем, или менять профессию.