Прием, перевод, увольнение Сложная задача

Не доверяйте советам из интернета про самозанятых

В интернете советуют уволить часть сотрудников и оформить как самозанятых. Говорят, что будет выгоднее для компании и работника. Руководство, начитавшись таких советов, требует от кадровой службы срочно провести оптимизацию. Мы расскажем, почему опасно доверять подобным советам.

 
Уволить часть сотрудников и оформить как самозанятых


Почему так делать не надо. Законодатель предугадал, что работодатели уволят часть сотрудников и примут как самозанятых. Поэтому ввел правило, что доход, который бывший сотрудник будет получать от работодателя в течение двух лет после увольнения, не подпадает под льготный режим (п. 8 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, далее — Закон № 422-ФЗ). Это значит, что работодатель обязан будет платить страховые взносы с дохода бывшего сотрудника, а самозанятый — НДФЛ по ставке 13 процентов.

Гражданину не нужно получать статус индивидуального предпринимателя, чтобы зарегистрироваться в качестве самозанятого. Отсутствие статуса ИП не мешает компаниям заключать договоры с самозанятыми.

Не пытайтесь скрыть от налоговой инспекции, что самозанятый — ваш бывший сотрудник. После того как самозанятый получит от вас деньги, он обязан сформировать чек в приложении «Мой налог». Обязательный реквизит чека — ИНН организации, которая заплатила за услуги. По ИНН налоговики увидят, что раньше самозанятый работал в вашей компании, и обяжут вас доплатить страховые взносы, а также начислят пени и штрафы.

Как поступить. Итак, нельзя увольнять сотрудников и оформлять как самозанятых. Оформить бывшего сотрудника как самозанятого вы вправе только через два года после увольнения. Чтобы избежать проблем, проверяйте каждого самозанятого, который хочет с вами сотрудничать. Возможно, это ваш бывший работник. Зайдите на сайт npd.nalog.ru/check-status/. Введите ИНН гражданина и укажите текущую дату. Сервис покажет, является ли гражданин самозанятым. Это бесплатно.

Также можете запросить у самозанятого справку, которая подтвердит его статус. Документ можно сформировать в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого. Храните справку вместе с договором, который заключили с самозанятым.

Вы вправе принять бывшего сотрудника в штат на свободную должность, если нуждаетесь в услугах этого специалиста. Закон не запрещает заключать трудовые договоры, если гражданин зарегистрировался в качестве самозанятого. Также можете заключить с бывшим сотрудником обычный гражданский договор.

Кто такие самозанятые граждане

Самозанятые — категория трудящихся, которая платит самый низкий в стране налог. Это налог на профессиональный доход. Ставка — 4 процента, если получать деньги от физлиц, 6 процентов, если от юридических лиц и ИП. Пока налог экспериментально работает только в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане (Закон № 422-ФЗ).
2,4 млн руб. — максимальный доход, который может получать самозанятый за год. Если сумма превысит этот показатель, то применять льготный режим самозанятый не вправе. Он будет обязан платить НДФЛ по ставке 13 процентов.
Самозанятые не платят НДФЛ и страховые взносы. Точнее взносы в ФФОМС уже входят в налог на профессиональный доход. Также таким трудящимся не нужно покупать кассу и заполнять декларации. Самозанятым может стать любой гражданин или ИП, если у него нет наемных работников. Заниматься можно практически любыми видами деятельности. Главное условие — человек сам выполняет работы или оказывает услуги.

  Скачайте в конце статьи образец справки о постановке на учет самозанятого

 


Нанять самозанятых вместо штатных специалистов

У самозанятых не идет пенсионный стаж и отчисления в ПФР. Поэтому, если нет пенсионных баллов, страховую пенсию по старости они не получат. Таким гражданам будут платить только социальную пенсию, которую назначают на пять лет позже нового пенсионного возраста.


Почему так делать не надо. Нельзя оформлять гражданские отношения вместо трудовых. Самозанятый сотрудник будет вправе обратиться в суд или написать жалобу в государственную инспекцию труда. Если выяснится, что фактически он штатный сотрудник компании, гражданский договор переквалифицируют в трудовой. Как итог — сотрудника придется трудоустроить, а компанию оштрафуют на сумму до 100 000 руб. по части 4 статьи 5.27 КоАП за каждого работника. Кроме того, налоговики обяжут заплатить НДФЛ и страховые взносы за все время, пока прикрывали трудовые отношения самозанятостью.

Как поступить. Нанимайте самозанятых, если позволяет ситуация. Например, нужно сделать разовую работу: починить компьютер, отремонтировать офис, подготовить дизайн-макет сайта. Оплачивайте работу после того, как сотрудник ее выполнит.

Кроме того, не предоставляйте самозанятым рабочие места. Исключите из штатного расписания должности с функционалом как у самозанятого. Не требуйте от самозанятого трудиться по графику компании и расписываться об ознакомлении с локальными актами. Самозанятый сам определяет, когда и как выполняет свои обязанности по договору. У самозанятого и компании исключительно гражданские взаимоотношения. Нормы трудового права не действуют.

Как стать самозанятым

Чтобы стать самозанятым, зарегистрируйтесь в мобильном приложении «Мой налог» (ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Заполните заявление, укажите паспортные данные и загрузите фотографию. Также укажите номер вашего телефона. Затем ждите, пока налоговики подтвердят вашу регистрацию. Также можете зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика на lknpd.nalog.ru. В этом случае просто заполните данные, фотография не нужна.

  Скачайте в конце статьи образец договора с самозанятыми

 


Отказаться сотрудничать с самозанятыми гражданами


Почему так делать не надо. У компании три основных риска при работе с самозанятыми. Первый — договор с самозанятым могут признать трудовым. Это произойдет, если компания подменяет гражданские отношения трудовыми. Второй — нельзя нанимать самозанятого, если он уволился из компании менее двух лет назад. Третий — самозанятый не передал компании чек после оплаты. В этом случае ФНС доначислит компании НДФЛ и страховые взносы.

Все другие риски аналогичны ситуации, когда компания заключает договор подряда с физическим лицом. Если раньше сотрудничали с исполнителями по гражданским договорам, то для вас практически ничего не поменяется. Вы заключаете с самозанятым точно такой же договор. Отличие — не будете уплачивать НДФЛ и страховые взносы. Налог самозанятый платит сам.

Какие документы нужны, чтобы работать с самозанятым

Заключите с самозанятым договор подряда. Укажите в договоре, что сотрудник зарегистрирован как плательщик налога на профессиональный доход. Также пропишите условие, что компания не является налоговым агентом. Поэтому исполнитель сам платит за себя налог. Принимайте работу от самозанятого по акту. Этот документ подтвердит, что исполнитель выполнил работу или оказал услугу. В акте можете отразить ваши замечания по работе.
Кроме того, исполнитель обязан передать вам чек. Он формирует его в приложении «Мой налог». При расчетах наличными исполнитель передает чек в день расчета. При безналичных расчетах — не позднее 9-го числа следующего месяца (ч. 2 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Чек можно передать на бумаге, направить на электронную почту или получить с помощью QR-кода. Чек подтвердит, что компания заплатила за услуги самозанятому гражданину, поэтому не обязана платить НДФЛ и страховые взносы с дохода самозанятого.

Как поступить. Если исполнитель делает работу некачественно, с него можете взыскать неустойку (ст. 330 ГК). Если вам не понравилось, как самозанятый выполнил задание, вы вправе дальше с ним не сотрудничать. Жалуйтесь в ФНС, если самозанятый не передал вам чек после оплаты его труда. Налоговики проверят поступление денег на карту самозанятого и выпишут штраф. Сначала 20 процентов от полученной суммы, а в следующий раз — 100 процентов дохода.

Определите, когда будете сотрудничать с самозанятыми, а когда пользоваться услугами ИП и юрлиц. Учтите, что самозанятые могут выполнять не любые работы. Например, самозанятые не вправе продавать подакцизные товары и добывать полезные ископаемые. Чтобы избежать проблем, поручайте самозанятым простую работу, а сложные проекты — юрлицам и ИП.

  Скачайте в конце статьи образец акта выполненных работ

 

Что выгоднее — нанимать работников или самозанятых

Оплата труда
Не реже чем каждые полмесяца
По факту выполненной работы или оказанных услуг
Максимальный доход в год
Нет ограничений
2,4 млн руб.
Страховые взносы
Уплачивает работодатель
Платить не нужно
Налоги
Уплачивает работодатель по ставке 13%
Самозанятый платит сам по ставке 4%, если это деньги от физлиц, 6% — если от компаний
Отпуска
Предоставляют
Не предоставляют
Больничные
Оплачивают
Не оплачивают
Договор
Трудовой
Гражданский
Дисциплинарные взыскания
Выговор, замечание, увольнение
Не применяют
Рабочее место
Обязан оборудовать работодатель
Предоставлять не нужно
Режим труда
Согласно ПВТР или трудовому договору
Самозанятый определяет сам, когда выполнять работу
Правила внутреннего трудового распорядка
Обязан соблюдать
Не обязан соблюдать

Важные выводы

1. Нельзя увольнять сотрудников и оформлять как самозанятых. Оформить бывшего сотрудника как самозанятого вы вправе только через два года после увольнения.
2. Самозанятый сам определяет, когда и как выполняет свои обязанности по договору. У самозанятого и компании гражданские взаимоотношения.
3. Если компании не понравилось, как самозанятый выполнил задание, она вправе дальше с ним не сотрудничать и заключить договор с другим специалистом.

Узнайте подробнее о том, как оформлять самозанятых сотрудников, а также о других важных изменениях в работе кадровика.

В течение недели даем бесплатный доступ к обучению — «Работа кадровой службы в 2019 году» — курс о самых важных изменениях, которые влияют на кадровую работу.

Ваша персональная ссылка на бесплатный доступ>>>

 

 

Имеет ли компания право сотрудничать с самозанятым гражданином, если это ее бывший сотрудник?
имеет право, никаких ограничений нет
имеет право, если с момента увольнения прошло больше двух лет
сотрудничать с бывшими работниками на условиях самозанятости нельзя